Либер Полли (liber_polly) wrote,
Либер Полли
liber_polly

Categories:

И поручиком в отставке сам себя воображал.

Размышления о поиске работы и сочинении резюме.

Мой треп большей частью относится к поиску работы за границей, программистами.. гмх... старше общепринятого возраста, не программистами по образованию. Весьма интеллигентные, образованные, приятные глазу люди обычно совершенно не умеют продаваться за деньги. А это все так и есть. Продажа рабочей силы. Ощутите себя товаром.

У многих из нас есть дофига недостатков, а именно – возраст, российское образование (неизвестные науке учебные заведения в неизвестных городах), опыт работы начальником, плохое умение себя продавать и слишком большой стаж работы. Будем бороть.


Продаваться надо весело, продаваться надо с азартом, продаваться желательно задорого. Что нам остается? Лет так двадцать-двадцать пять, а потом мы на этом рынке будем просто ветошью. Когда что-то продается и покупается, то в первую очередь смотрят на фантик/обертку/бешеный дизайн товара.
Товар - программист средних лет (который и не программист вовсе, но это мы скроем).
Продажа состоит из трех частей.
1) сочинение правильного резюме (обертки).
2) рассылка правильного резюме и раздача по знакомым
3) интервью и прочее.

Я буду вдаваться исключительно в часть 1, ибо иначе все растянется надолго.

Резюме должно быть таким, чтобы рука Human Resource потянулась и вытащила его из кучи других. Резюме должно легко посылаться по факсу, распечатываться на любом компьютере, печататься на любом принтере и выглядеть так, чтобы его хотелось взять из пачки.

Сначала про формат. Имя, фамилия, контактная информация, основные разделы должны быть написаны крупным, ясным и привлекательным шрифтом. Сам шрифт в резюме должен быть ровно один, любой, но один. Может варьироваться размер, италик и подчеркивания.

Теперь про лишнюю информацию. Поскольку цель любого резюме – вызов на интервью, и только, я бы скрыла часть информации.

Например, я бы скрыла возраст, поелику возможно. Или уменьшила бы его, как вдовушка на выданье. Возраст в резюме определяется по дате окончания учебного заведения, так ведь? Все мои рекомендации, они на канадском опыте основаны. Что-то может к израилю и не подойти абсолютно. Например, в Канаде никто не проверяет дипломы при приеме на работу, тем паче не сверяет с лупой год окончания. Максимум, какая-нибудь девушка из отдела кадров попросит принести ксерокопию зачем-то-там. Но это случается всегда уже после приема на работу. А потому в этом пункте я советую соврать. Поставить другой год окончания, лет так на 8-10 позже. Тем паче это наши мальчики, пинаемые в попу армией, шли учиться в 17 лет. А везде люди и школу-то кончают только в 18-19 лет, и потом еще ищут себя безмерно, и учебные заведения заканчивают лет так в 26-30, редко раньше.
Ну, мы и детей рожаем раньше чем везде в цивилизованном мире, прямо как англиская королевская семья.
То есть я бы поставила год окончания заведения на 8 лет позже, и жила бы спокойно. А год начала обучения, который все программеры религиозно приводят, вообще бы убрала. Все едино, все отделы кадров полагают, что он закончил учиться в 30, как все люди, то есть наш «резюмовный возраст» еще старше, чем кажется.

Далее. Унылое перечисление мест работы, особенно их именование подобно Его Императорского Величества Бомбовоза, не прибавляем нам привлекательности. Никто в зарубежных дальних странах не знает, где в России находится деревенька Гадюкино, и что такое СельскоПромМашХозВоз. Забыли про науку географию, и начали округлять. Ибо цель резюме – всего лишь вызов на интервью.
Поэтому перечисляем лишь 2-3-4 последних места работы, а про другие пишем – by request. Особо совестливые могут сочинить длинное, полное резюме, на случай, если Сайва спросит и надо будет успеть ответить. Места работы тоже пишем округленно. Если кто-то заинтересуется, всегда можно раскрыть скобки.

Следующее. Что надо обязательно делать в резюме, так это написать в ясном виде свои умения и познания (техническую часть). Это важно. Это должно занимать страницу, или – полстраницы, но быть достаточно информативным. Не стоит надеяться на догадливость отдела кадров, поэтому стоит разбить знания на отдельные сегменты и поименовать их все: OS, Tools, Programming Languages, Protocols, Management Tools,

Теперь переходим к самой важной части: описать проекты и свою роль в русской революции. То есть в проектах. Проект должен быть описан кратко, но полно – то есть что делал собственно софт, в чем проект заключался, ваша роль в проекте, какие языки, операционные системы и прочее использовались, протяженность проекта, количество людей в подчинении/в команде... Все самые важные проекты хорошо бы перечислить. Они могут быть отсортированы по времени (самые последние перечисляются первыми) или по сложности (что хорошо, если последняя работа-две были несколько невнятными). Перенос центра тяжести в резюме с протокольного перечня мест работы на проекты очень хорошо для маскирования излишнего возраста, избыточного опыта работы и так далее. Если вы были начальником проекта, то всегда можете вообразить себя своим же подчиненным. Идеальным подчиненным, да? Вот так и пишите.


Итак, перечислю составляющие скелета резюме... Все спорно, естественно, и абсолютным быть не может. В отдельно взятой стране, в отдельно взятом году, в отдельно взятом IT
1) Понятное дело, первым идет имя-фамилия и адрес.
2) OBJECTIVE – и не растекайтесь мыслью по древу. Какую позицию ищете, ту и пишите.
3) потом я пишу краткую-себе хвалилку, где перечисляю, что я знаю и умею, в отдельных коротких реляциях.
4) строится таблица TECHNICAL EXPERTISE. Я в ней упорядочиваю следующие познания:
• Fundamental Concepts
• Programming Environment
• J2ee
• Databases
• Os
• Modeling Tools, UML
• App Servers
• Test Design
• Project Management Tools
• Enterprise Tools
• Shell Scripts
• Terminal Emulators
• Various Tools
• Database Testing
• Documentation
• Testing Automation
• Market Experience

А вы вольны писать, что хотите.
5) Описываю последние (или самые интересные) проекты. Для каждого кратко описываю сам проект – строчек 3-10, потом используемые технологии, и свою роль в проекте (а это уже зависит от того, на какую должность вы резюме пишете). Как пожелаем, так и сделаем
6) только сейчас, предпоследним пунктом, пишу, где работала... последние лет так 5-7. причем русский опыт, если он невыигрышный на заграничном фоне, можно загнать в одну-две должности. К чему эта историческая правда, что вы сменили 11 мест, в том числе вице-директора Мотороллы по Северо-Западу и торговлю пирожками на Московском вокзале... Вы же не мемуары пока пишете, там надо будет все точно писать...
7) и только последним пунктом пишу образование, причем только дату окончания. И то могу ее вольготно передвинуть лет на пять вперед. Why not? К черту подробности...



Если не расслаблюсь слишком сильно после сегодняшних гостей, напишу еще про интервью и пред-интервьювную подготовку.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments